Аральское море. Часть седьмая. Муйнакский краеведческий музей

Хоким Муйнака с гордостью показал журналистам новое здание музея. Все экспонаты готовы, музей должен открыться в течение недели, но нам разрешили его посетить.

Экскурсоводом был конечно же сам Октябрь Доспанов. Запомнить не получилось, предлагаю его же статью отсюда.

Внимание посетителей Муйнака начинает привлекать городской музей краеведения, собранный в 80-е годы доктором Есеркеповым. В экспозиции музея представлены фотографии об истории региона, народно-прикладное искусство народов, проживавших на побережье Арала, флора и фауна, а также живописные картины художников Рафаэля Теватросовича Матевосяна и Фаима Юсуповича Мадгазина. Оба художника посвятили огромное количество своих полотен теме Амударьи и Аральского моря.

Рафаэль Теватросович Матевосян родился в 1924 году в Самарканде. С 1930 по 1962 годы его семья проживала в Баку. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1962 году Р.Т.Матевосян совершая творческую поездку в Каракалпакстан, где впервые знакомится с Аралом.

В Муйнаке знакомится с жизнью рыбаков и впервые выходит с ними в море на рыбацких сейнерах. С тех пор он, знакомясь с тяжелым трудом рыбаков и местных жителей, заболевает темой Арала. Огромная творческая часть жизни художника целиком посвящена теме Арала и людям этой земли. Он жил и работал на рыбацких судах, спал в матросских кубриках. Писал этюды еще неизвестных мест и в тоже время проводил первые персональные выставки на судах для тружеников моря. Вместе с геологами летал на плато Устюрт и острова вокруг моря.

В 1967 году мастер кисти увидел начавшееся отступление моря. Его он запечатлел на написанном с натуры полотнах «Море ушло», «Судна в песках». И, таким образом, с этих картин начинается новый цикл работ о гибнущем Арале. В него входят полотна «Причал в песках», «На вечном приколе», «На мели», «Надежда». К сожалению, сегодня вся эта история сохранилась только лишь в полотнах Р.Т.Матевосяна.

Его работы выставлялись во многих странах мира и были восприняты с огромным воодушевлением.

Сегодня многие молодые жители не знают, как выглядело Аральское море. Серия картин Матевосяна — единственная в мире и уникальна, она повествует о превращении голубого и богатого Арала в безжизненную пустыню, часто именуемую сегодня «Арал кумами».

Взорам посетителей бросаются работы Фаима Юсуповича Мадгазина, написанные в уникальном колорите и жанре. Его произведения насыщены лирическими и спокойными тонами. Такие работы как «Рассвет над Амударьей», «Берег Амударьи», «Лунная ночь» богаты поэтической красотой, и через это художник показывает живописную окраску и гармонию побережья Амударьи.

Большое количество произведений посвящены природе и повседневной жизни тружеников моря и побережья реки Амударьи. Это «Пристань в Ходжейли», «Зима», «Урга», «Каттагар», «Порт Учсай», «Аральское море», «Муйнак», «Муйнакский рыбоконсервный завод».

Через картины художников посетители музея смогут ознакомиться с историей края, с его прошлым и настоящим.
Автор статьи: Доспанов Октябрь, Кандидат исторических наук

Спасибо за медиатур Проекту по водной осведомленности – UzWaterAware, проводимого РЭЦЦА (Региональным экологическим центром Центральной Азии) при финансовой поддержке Европейского Союза. Национальный партнер проекта: Министерство водного хозяйства РУ.

И фотографии из музея…

12

Похожие статьи

Доклад Исполнительного директора Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА) Искандара Абдуллаева на Аральской конференции
 «Обзор деятельности РЭЦЦА в регионе Приаралья» 8 июня, г. Ташкент Проблема высыхания Аральского моря является

Похожие статьи

Аральское море. Часть восьмая, завершающая. Кладбище кораблей
Апофеоз трагедии. Больше всего пострадали люди — Муйнак когда-то был центром рыболовного промысла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 7 =