Четвертая встреча Green Business Platform
Встреча бизнесменов, экологов и фермеров, заинтересованных в инновациях и «чистых» технологиях, прошла 5 ноября в Университете Инха.
В первой презентации профессор Рам Шарма, региональный координатор ICARDA (International Center for Agricultural Research in the Dry Areas) рассказал о применении сортов пшеницы, устойчивых к болезням. Отказ от необходимости использовать опыление фунгицидами даст в масштабах Узбекистана 70 млн долларов.
Вторая презентация «Плантация саксаула — как бизнес по производству дров», представленная Алексеем Волковым из Программы малых грантов познакомила с идеей сажать в пустыне саксаул. Его не надо поливать, он вырастает на метр за год и дает твердую древесину, которая хорошо горит. Возникли вопросы от участников: дорого ли взять в аренду пустыню? Нет, практически даром. Можно организовать экспорт дров в Индию и Пакистан, там они покупаются на вес, можно привить культуру каминов и т.д. (в Казахстане кальян разжигают именно с саксаулом). Основная проблема — огородить участок от скота, если коров и баранов остановит сетка, то козы её перепрыгивают. Через три-четыре года деревья в защите от скота не нуждаются. Плюс саксаул закрепляет корнями сыпучие пески и вокруг него начинает расти трава и кустарники, то есть облагораживает, оживляет пустыню. Хороший перспективный и полезный бизнес: засадить пустыню (а это почти 80% территории Узбекистана) лесом, обеспечить жителей дровами, продавать дрова на экспорт.
Зульфия Мамадалиева из Намангана рассказала о лаборатории микроклонального развития. За полгода выращиваются саженцы, которые требуют нескольких лет в обычных условиях. Метод позволяет быстрее окупиться вложениям за счет сокращения сроков плодоношения у фруктовых деревьев, миндаля и фисташки. Доклад вызвал много вопросов по развитию саженцев, по генетической устойчивости клонов, по составу питательной смеси и другие.
Саида Юсупова рассказала о стажировке (в компании SunPower) по менеджменту солнечной энергетики. Доклад также вызвал обсуждения — в основном, по срокам окупаемости солнечных панелей в зависимости от варианта их использования.
Интересно, что в популярных источниках пишут, что избыток вырабатываемой панелями энергии можно отдавать в общую сеть. Но, как пояснил присутствующий технический специалист, при падении напряжения внешняя сеть отключается от «солнечных» источников, так как на линии могут работать люди
Основной вопрос, который всех волнует: почему у нас солнечные панели не популярны? На эти и другие вопросы ответил Алишер Юсупов в презентации «Дизайн-мышление в Green-стартапах». В странах экс-СССР хорошие специалисты, технари, ученые, программисты… но никто не умеет продавать. В США с бесперебойным электричеством компании придумывают маркетинговые фишки чтобы продавать солнечные панели. У нас потребность большая, но — не идет. Нужен перелом, нужна красивая история успеха, нужно внедрить, что солнечная панель — это круто! Нужно, чтобы жены пилили мужей, что у соседей уже стоит солнечная панель, почему у нас еще не стоит?