Доклад Исполнительного директора Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА) Искандара Абдуллаева на Аральской конференции

 «Обзор деятельности РЭЦЦА в регионе Приаралья» 8 июня, г. Ташкент

Проблема высыхания Аральского моря является огромной и глобальной по своим последствиям катастрофой.

В течение жизни одного поколения исчезло море, некогда занимавшее четвертое место в мире. Миллионы людей в Центральной Азии и за ее пределами испытали на себе эти последствия, потеряли источник жизнедеятельности, изменилась природа вокруг моря и в целом в регионе. Катастрофа таких размеров не может быть решена в пределах границ отдельно взятых стран. Нужны консолидированные усилия всех, совместная работа международных, региональных и национальных партнеров.  Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) со дня своего основания в 2001 году активно работает в этом направлении, фокусируя свои усилия на решении и смягчении последствий Аральской катастрофы.

  1. Вклад РЭЦЦА в ПБАМ-3

Региональный экологический центр Центральной Азии в своей деятельности особое внимание уделяет реализации проектов и программ, направленных на улучшение экологической обстановки в регионе бассейна Аральского моря и вносит значимый вклад в исполнение Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ).

В частности, вклад РЭЦЦА в реализацию ПБАМ-3 составил свыше 8 миллионов долларов. На эти средства РЭЦЦА реализовано более 20 региональных и национальных проектов по четырем направлениям ПБАМ.

В настоящий момент, в рамках проекта Европейского союза «Центрально-Азиатский Диалог по использованию возможностей многосекторального финансирования путем построения взаимосвязи вода-энергия-продовольствие» (проект Нексус) оказывается поддержка процессу разработки ПБАМ-4 на региональном и национальном уровнях.

Несомненно, все эти действия реализуются при поддержке целого ряда традиционных стран-доноров и международных донорских организаций, а также в координации и согласовании с региональными партнерами, такими как —  Исполнительный Комитет Международного Фонда спасения Арала (МФСА), Межгосударственная Комиссия по устойчивому развитию (МКУР), Научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК), Региональный Горный центр (РГЦ) — через подписание Меморандумов о сотрудничестве и взаимопонимании.

Позвольте подробнее остановиться на проделанной работе и вкладе РЭЦЦА по четырем направлениям ПБАМ-3.

По направлению 1 «Комплексное/Интегрированное управление водными ресурсами» (ИУВР)

Одним из основных элементов интегрированного управления водными ресурсами является разработка и реализация бассейновых планов. Важным преимуществом ИУВР является функционирование механизма межведомственной координации через создание бассейновых советов или координационных групп. Такой подход позволяет обеспечить координацию действий на всех уровнях управления. Первый принцип ИУВР – бассейновое управление на основе гидрографических границ – является элементом стабильного и равномерного водообеспечения, вне зависимости от расположения водопользователя (выше или ниже по течению). С 2013 года РЭЦЦА выполняет проекты, направленные на повышение потенциала заинтересованных сторон по ИУВР. Партнерами по этому направлению являются Агентство США по международному развитию (USAID), Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Норвежское Правительство и Европейский Союз. В рамках проектов были созданы и поддержаны малые бассейновые советы, а также разработаны бассейновые планы ИУВР, которые позволили продемонстрировать успешный опыт применения бассейнового планирования на примере малых трансграничных бассейнов. В рамках этого направления были созданы региональные рабочие группы для участия и продвижения результатов проектного воздействия на национальный уровень, организованы рабочие встречи бассейновых организаций. Кроме того, для придания устойчивости процессу в странах ЦА и Республике Афганистан было разработано Пособие по бассейновому планированию, на основе которого в каждой стране были подготовлены тренеры для последующего распространения методологии в своих странах.

По направлению 2 «Экологическое»

Проекты в данном направлении исполняются РЭЦЦА совместно с Международным центром сельскохозяйственных исследований в засушливых регионах (ICARDA), Программой ООН по окружающей среде (UN Environment), Федеральным ведомством по охране окружающей среды Швейцарии (FOEN), Европейским Союзом, Швейцарским перестраховочным обществом Swiss Re и многими другими организациями.  Проекты затрагивают широкий спектр вопросов, включая мониторинг окружающей среды в Центральной Азии (MONECA), являющийся компонентом проекта FLERMONECA, через организацию тренингов по сбору, обработке и использованию экологических показателей, отчетов и рекомендаций по Совместной системе экологической информации (SEIS), а также через создание ГИС карт.

В рамках Оценки оценок по воздуху, биоразнообразию, изменению климата и отходам в регионе созданы рабочие группы в Казахстане, Кыргызстане, повышен потенциал членов Рабочей группы и вовлеченных экспертов, кроме того были подготовлены страновые профили. Результаты Оценки оценок были представлены на региональных и международных платформах.

В регионе внедрен интегрированный подход к развитию «зеленых» экономик в странах. Оказано содействие устойчивому развитию энергетики на местном или региональном уровнях через проект «Поддержка участия городов стран Восточного Партнерства и ЦА в Соглашении мэров» по повышению энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии. Создана веб-платформа по низкоуглеродному развитию в ЦА http://www.caeelp.org/. Подготовлен отчет по опустыниванию в Туркменистане в системе PRISE 5, а также национальный план по борьбе с опустыниванием.

Устойчивое развитие поддерживается через продвижение экосистемного подхода при управлении бассейнами. В частности такие инструменты как «поощрения за экосистемные услуги», «экономическая оценка экосистемных услуг» и «картирование экосистемных услуг» были впервые апробированы в регионе на нескольких пилотных территориях в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. РЭЦЦА ведется систематическая работа по повышению потенциала и осведомленности об экосистемном подходе и инструментах среди населения Центральной Азии.

По направлению 3 «Социально-экономическое направление»

В рамках социально-экономического направления совместно со Всемирным банком, Европейской комиссией, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Институтом Глобальных Экологический Стратегий (IGES), Программой ООН по окружающей среде (UN Environment), Федеральным ведомством по охране окружающей среды Швейцарии (FOEN) и другими, РЭЦЦА выполняет проекты, направленные на улучшение социально-экономического развития в бассейне Аральского моря. Проекты включают в себя создание совместной системы экологической информации по оборотному водоснабжению и повторному использованию воды, и использованию принципов устойчивого производства и потребления малым и средним бизнесом.

В целях выявления взаимосвязи здоровья человека с экологией и оказания содействия в снижении нагрузки экологических проблем на здоровье населения, с 2016 года РЭЦЦА начал реализацию программы «Окружающая среда и здоровье». Основными направлениями деятельности программы являются проекты, нацеленные на предотвращение, снижение и профилактику болезней, связанных с водоснабжением, санитарией и гигиеной, изменением климата, загрязнением воздуха и управлением отходами.

Большое внимание РЭЦЦА уделяет образованию лидеров среди молодого поколения специалистов, организуя ежегодные лидерские программы по устойчивому развитию для участников со всего региона. Кроме того, будущие специалисты поддерживаются через финансирование их исследований, направленных на практические рекомендации и решение проблем, существующих в регионе.

По направлению 4 «Совершенствование институционально-правовых механизмов»

Данное направление было поддержано через содействие процессу реформирования водного законодательства в странах и внедрение принципов интегрированного управления водными ресурсами. РЭЦЦА совместно с вышеперечисленными международными партнерами способствовал созданию и институциональному развитию местных консультативных советов управления водными ресурсами на бассейновом уровне. Для усиления потенциала местных экспертов были привлечены ведущие международные эксперты по ИУВР и бассейновому планированию.

  1. Региональные платформы сотрудничества РЭЦЦА

Центральная Азия нуждается в платформах и площадках по устойчивому развитию, охране окружающей среды и управлению водными ресурсами для координации и решения трансграничных вопросов природопользования. РЭЦЦА предоставляет возможность создания и поддержки деятельности площадок для межгосударственного и межведомственного диалога, с целью внедрения в регионе новых знаний и технологий. В свою очередь, это способствует разработке и применению инновационных экологических решений, подходов и методик, вовлечению общественности в процесс принятия решений по экологическим вопросам и улучшению обмена информацией на региональном уровне. За 17 лет опыта региональной работы РЭЦЦА создал и поддерживает площадки различного уровня и тематической направленности.

Площадка взаимодействия и сотрудничества региональных организаций МФСА, вовлеченных в вопросы устойчивого развития и управления водными ресурсами, действует с мая 2015 года. За этот период в рамках платформы проведены три встречи и два семинара-тренинга. Данная площадка предоставила возможность региональным организациям МФСА регулярно встречаться, обмениваться информацией и планировать совместные действия, а также координировать совместное участие и взаимодействие в рамках региональных и международных процессов. Региональные организации поддержали инициативу проведения ежегодного Центральноазиатского международного экологического форума (Ашхабад, июнь 2017 года).

В рамках развития и управления информационным пространством в сфере охраны окружающей среды и водных ресурсов в Центральной Азии РЭЦЦА в сотрудничестве с ЕЭК ООН создана рабочая группа по развитию регионального информационного пространства. Подготовлен первый «План совместных действий региональных организаций, «Концепция взаимодействия и сотрудничества региональных организаций, вовлеченных в вопросы устойчивого развития и управления водными ресурсами в ЦА».

С учетом пожеланий региональных организаций и накопленного опыта РЭЦЦА проведены два семинара-тренинга по тематикам, связанным с подготовкой проектных предложений, управлением проектами, финансовым менеджментом и мобилизацией ресурсов. Учитывая современные тенденции по более тесному сотрудничеству стран ЦА по совместному решению проблем, связанных с охраной окружающей среды, управлением водно-энергетическими ресурсами, необходимо повышение заинтересованности и активизации деятельности региональных организаций МФСА в решении этих вопросов в рамках созданной площадки взаимодействия и сотрудничества.

Центральноазиатский международный экологический форум (ЦАМЭФ) является площадкой, созданной для обсуждения экологических вызовов Центрально-Азиатского региона и разработки совместных действий для их решения. Инициатива проведения ЦАМЭФ основывается на результатах международной конференции, посвященной 15-летнему юбилею РЭЦЦА, состоявшемуся 21 июня 2016 года, с участием широкого круга представителей различных национальных, региональных и международных организаций, которые поддержали организацию ежегодного Центральноазиатского международного экологического форума. Основной целью ежегодного форума является содействие в укреплении диалога между правительственными учреждениями, научными кругами, международным сообществом в области развития, гражданским обществом и бизнес-структурами Центральной Азии по вопросам охраны окружающей среды и формирования совместной стратегии устойчивого развития региона.

Еще одной площадкой регионального сотрудничества является Центрально-Азиатская конференция по вопросам изменения климата, проводимая в рамках «Программы по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в бассейне Аральского моря» (CAMP4ASB), финансируемой Всемирным банком. Конференция проводится на ежегодной основе и направлена на содействие региональному диалогу, обмену знаниями и информацией по адаптации и митигации к изменению климата, изучению возможностей для совместных действий между международными, региональными и национальными партнерами, а также выработки общего видения климатически-устойчивого будущего.

В 2015 году в рамках проекта ЕС «Продвижение диалога для предотвращения разногласий по вопросам, связанным с управлением окружающей средой и водным нексусом в Центральной Азии (CAWECOOP)» возникла идея систематизировать подход сотрудничества и создать площадку обмена идеями и подходами и укрепления взаимоотношений между парламентариями и дипломатами региона по водным и экологическим вопросам. Целью процесса является стимулирование трансграничного доверия и высокого уровня транснационального, политического участия в центральноазиатском сотрудничестве по водному нексусу. После неоднократных консультаций с представителями МИД и Парламентов стран Центральной Азии РЭЦЦА разработал проект Дорожной карты сотрудничества представителей данной целевой группы с целью укрепления устойчивого и продолжительного сотрудничества между ними.

В 2017 году страны ЦА договорились о запуске Диалоговой платформы высокого уровня по ИУВР в рамках инициативы Правительства Швейцарии «Мирные воды Центральной Азии» (Blue Peace Central Asia), направленной на выработку совместных решений в ЦА для устойчивого регионального управления водными ресурсами. Деятельность ДПВУ направлена на усиление эффективной региональной водной дипломатии в ЦА и вклад в расширение возможностей для следующего поколения. В апреле 2018 года с целью поддержки деятельности ДПВУ был создан Секретариат ДПВУ, роль которого осуществляет РЭЦЦА. До конца 2020 года в рамках деятельности платформы ДПВУ предусмотрены проведение ряда министерских встреч, встреч тематических рабочих групп и стади-туров.

Кроме того, в рамках крупных проектов РЭЦЦА действуют национальные рабочие группы, членами которых являются официально номинированные представители национальных партнеров, а также на региональном уровне работают Комитеты по управлению проектами. В целях консолидации всех своих площадок сотрудничества, РЭЦЦА продвигает их институциональное развитие и активно поддерживает их работу в рамках своей деятельности.

 

Уроки Аральской Проблемы

Существуют следующие важные аспекты Аральской проблемы:

  • Отдельные усилия стран ЦАР, в частности, Казахстана и Узбекистана, по смягчению последствий Аральской проблемы, смогли создать определенный задел и условия для восстановления потенциала жизнедеятельности в Приаралье. Учитывая взаимосвязанность и взаимозависимость экосистем, требуется больше совместных и региональных действий по снижению и смягчению последствий высыхания моря. Также важно отметить, что страны региона, ощутившие на себе все тяготы Аральской катастрофы, не извлекли из этого пока всех уроков, и в настоящее время нет никаких гарантий, что подобные экологические бедствия в будущем больше не повторятся. Во избежание новых катастроф масштаба Аральской, необходимо принятие соответствующих законодательных и институциональных мер.
  • Вместе с тем, зачастую игнорируются требования для поддержания природного баланса водных экосистем и отсутствует механизм учета экологических потребностей в воде самой природы на всех уровнях планирования и распределения.
  • Требуется системный и долгосрочный научный подход по мониторингу и оценке ситуации, сложившейся после высыхания Аральского моря. Необходимо обозначить и выработать пути решения вновь возникающих проблем второго поколения, связанных со здоровьем населения. Не менее важно постоянно анализировать и систематизировать научные и социально-экономические уроки Аральской проблемы для их предотвращения в будущем. Абсолютно важным является также изучение возможностей по адаптации человека и природы к последствиям таких природных и антропогенных катастроф.

фото отсюда.

Похожие статьи

Аральское море. Часть восьмая, завершающая. Кладбище кораблей
Апофеоз трагедии. Больше всего пострадали люди — Муйнак когда-то был центром рыболовного промысла.

Похожие статьи

Аральское море. Часть седьмая. Муйнакский краеведческий музей
Хоким Муйнака с гордостью показал журналистам новое здание музея. Все экспонаты готовы, музей должен открыться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 3 =