Фисташка в Узбекистане: Как заработать и не навредить земле
Как в Узбекистане можно использовать участки земли, где жарко и засушливо? Сажать привычные для этих мест культуры здесь невыгодно, а выпас скота вредит почве – из-за него происходит деградация земель. Несколько лет назад узбекские фермеры нашли решение и стали сажать там фисташку – неприхотливое растение не вредит земле и обещает земледельцам богатые урожаи.
Фисташки в сухих и жарких регионах Узбекистана появились еще в 2008 году благодаря Бастамкулу Саидкулову и его идее вырастить лес в засушливой Джизакской области. С ней он обратился в программу малых грантов Глобального экологического фонда (ПМГ ГЭФ). Но просто посадить лес в засушливой зоне и провести туда воду — это не про ГЭФ.
«Мысли глобально, сохраняй локально»
Именно такой девиз у ГЭФ. Фонд финансирует проекты, которые могут улучшить состояние окружающей среды.
Сотрудники ГЭФ привлекли экспертов, чтобы принять взаимовыгодное решение о реализации «фисташковой» идеи Бастамкула Стамкулова. Те решили, что фисташки хорошо приживутся в Джизакской области с ее засушливыми предгорьями, где осадков выпадает всякого около 300 мм в год. С тех при помощи ПМГ ГЭФ реализовали шесть проектов по выращиванию фисташек: в Джизакской, Ташкентской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Андижанской областях.
Ташкентская область, село Каранкуль. Именно здесь находится одна из фисташковых плантаций, которая должна стать «точкой роста». Поставки посадочного материала не могут удовлетворить спрос фермеров, поэтому сотрудники фонда придумали создать такие точки.
Такие точки роста должны распространять информацию, и посадочный материал среди местных фермеров и бизнесменов. Такие образцовые плантации показывают тем, кто хочет выращивать фисташки на продажу, действующую эффективную модель бизнеса.
«Сейчас фисташка спит под толстым слоем снега», – говорит Абдумалик Хайитов, 62-летний фермер. Бывший преподаватель математики вот уже 16 лет занимается сельским хозяйством. Последние два года он выращивает фисташки.
Он рассказывает, что умственный труд его очень утомлял и ему всегда хотелось работать на земле. У Абдумалика два участка общей площадью в пять гектаров – на них он вместе со своей семьей высадил фисташки. Специалисты ГЭФ и Фонда Михаэля Зуккова помогли с финансированием и определением подходящей для плантации территории.
Какая почва здесь? Белая глина, плодородность – 20–25%, очень низкоурожайные земли, плюс склон большой. Почему мы выбрали именно это место? Раньше на этом участке мы сеяли пшеницу, нужен был трактор – он в одну сторону обрабатывает, вниз, а вверх “холостым” поднимается. Двойной расход топлива. Максимум с гектара я получал две тонны урожая.
Алексей Волков, координатор ПМГ ГЭФ в Узбекистане, говорит, что выращивать фисташки особенно выгодно в условиях засушливых предгорий – там, где если выращивать что-то еще и возможно, то лишь с очень большими затратами.
Фисташка малотребовательна – не нужно вкладывать много денег, она не требует особого ухода. А урожай, который она дает – он очень дорогой.
Хайитов рассказывает, что с одного фисташкового дерева через 6-7 лет после посадки можно ожидать полкило урожая. «Если тысяча деревьев, то 500 килограммов выходит. Это только в первый год плодоношения – с каждым годом урожай будет повышаться».
Хотя фисташки требуют финансовых затрат только в первые три года (потом затраты минимальны), немногие фермеры готовы ждать прибыли так долго. Но решение есть: к фисташковым деревьям можно подсадить растения, которые принесут плоды гораздо быстрее. Так сделал и Абдумалик – между фисташками он посадил миндаль, персик и вишню-шпанку. Деревья друг другу не мешают.
Свободное плавание
В Ташкентской области проект ГЭФ подходит к концу. В нем приняли участие три фермера, среди которых и Абдумалик. Когда сойдет снег, начнется окулировка. Дальше – свободное плавание.
Республиканский центр декоративного садоводства и лесного хозяйства вместе с Фондом Зуккова определил участки земли, где можно выращивать фисташки.
«Мы запустили эту технологию. После того, как наше финансирование закончится, этот механизм уже будет жить сам», — заключает Алексей Волков.
Он говорит, что Узбекистан сможет экспортировать фисташки, как Иран, Турция и США, когда эта культура станет для страны «обыкновенной и рутинной».
Фисташки. Фото: Danielle Scott/Flickr
Узбекистан имеет идеальные условия для выращивания фисташки. Когда люди поймут, что ее можно выращивать и продавать за большие деньги, мы можем получать сотни миллионов долларов для Узбекистана. Когда люди начнут создавать повсеместно эти плантации, тогда у нас пойдет хороший экспорт.
Тем временем, Абдумалик мечтает о том, как через много лет на сухих узбекских склонах будут расти фисташки.
«Представьте себе, мой сад через 1000 лет будет расти. Никакое другое дерево, кроме фисташки столько не растет. Тысяча лет, представляете, это ведь 10 веков!», – говорит он, улыбаясь.
Автор: Дана Опарина
Фото на обложке: jessica wilson/Flickr