Агроэкология – актуальное направление экологического образования
Р. Ибрагимов
В нашей республике уделяется большое внимание экологическому образованию подрастающего поколения. Свидетельством этому являются постоянные рубрики в печатных изданиях, транслируемые передачи по радио и телевидению, а также проводимые различные конкурсы.
Во вновь созданной в июле 1999 года Государственной общеобразовательной школе – интернате № 11 экологического направления, находящейся в Рамитанском районе Бухарской области проводится обучение по различным дисциплинам экологии и эти направления постоянно совершенствуются. Таким образом, это единственная, на сегодня, в Республике Узбекистан школа экологического направления.
Всем известно, что сельское хозяйство кормит людей, но, в последние годы в связи с изменением климата, недостатком поливной воды и других причин стало труднее выращивать культуры и получать полноценный урожай. Также весьма актуальным является производство экологически чистой и витаминной продукции для полноценного питания и сохранения здоровья. Что нужно сделать для того, чтобы школьники уже сейчас понимали это и смогли в дальнейшем применять эти знания практически? Что необходимо совершить, чтобы ученики овладели навыками органического сельского хозяйства? Чтобы они могли повышать здоровье экосистемы поля, включая биологические циклы и биологическую активность почвы, снижать её засоленность. Чтобы они, став взрослыми, вели грамотно и на научной основе сельское хозяйство.
Ставя перед собой эти цели по инициативе директора школы-интерната №11 Акмаля Гульбоева и усилиям педагогического коллектива, здесь стала активно развиваться практическая деятельность в области агробиологии в сотрудничестве с Региональным представительством ИКАРДА/Всемирным Центром Овощеводства и интеграционным центром «АгроЭкоБиотехнологии» при Национальном Университете им.М.Улугбека.
В 2013 г. Региональный координатор Всемирного Центра Овощеводства доктор сельскохозяйственных наук Равза Фазлетдиновна Мавлянова и руководитель интеграционного центра «АгроЭкоБиотехнологии» доктор биологических наук, профессор Лазиза Акрамовна Гафурова посетили школу-интернат и провели научно-практический семинар. Они рассказали о полезных свойствах овощей для здоровья и представили созданные новые сорта таких пока малоизвестных, но очень питательных культур, как овощной сои, маша, спаржевой фасоли, японсккой белой редьки-дайкона и топинамбура, известного в народе под названием «земляная груша».
Как рассказали ученые, эти растения способны хорошо расти и давать высокие урожаи на засоленных землях, одновременно улучшая структуру почвы. Они поделились с учащимися особенностями технологии выращивания этих культур. В завершении научно-практического семинара Р.Мавляновой были подарены школе пакеты с семенами растений, которые могут успешно развиваться в условиях засоленных почв, улучшать их структуру и давать хорошие урожаи. Л.Гафурова подарила детям литературу по основам агроэкологической науки. Также организаторы научно-практического семинара выразили при этом надежду на плодотворное сотрудничество и в дальнейшем.
Поскольку эти культуры поступили впервые в Бухарскую область, поначалу были сомнения, смогут ли учащиеся сами вырастить новые для них сельскохозяйственные культуры, будет ли им это интересно, и будут ли расти эти культуры на здешних почвах.
И вот в 2014 году директор школы-интерната № 11 Ромитанского района Бухарской области пригласил учёных Р.Ф. Мавлянову и .А. Гафурову для проведения научно-практического семинара и представления отчета о проведенной работе по выращиванию новых сельскохозяйственных культур.
Впечатления ученых были очень благожелательны. Вот они. Признаться, нам было очень интересно, что могли сделать ученики за прошедший год и каких результатов они достигли. Мы запланировали в ходе нового научно-практического семинара провести презентацию еще одной новой сельскохозяйственной культуры – китайской листовой капусты, которая чрезвычайно богата витаминами и минералами. В ходе научно-практического семинара мы были приятно поражены тем, что учащиеся активно приняли участие в конкурсах и продемонстрировав свои знания по ранее представленным культурам.
Директор школы-интерната № 11 Ромитанского района А.Гульбоев представил нам отчет о проделанной за год работе. Следует подчеркнуть, что в этой школе подошли очень ответственно к выращиванию новых культур и даже изучили их при различных сроках посева для повышения урожая и качества. В Бухарском государственном университете был проведен предварительный анализ почвы после посевов тапинамбура и он дал хорошие результаты. Состав почвы улучшился, засоленность уменьшилась, плодородие её поднялось.
Ученики показали нам делянки с растениями на пришкольном участке. Отрадно, что в условиях жаркого климата ими самими были выращены экологически чистые овощи.
А урожайность просто поразила нас. Каждый плод дайкона — как богатырь, и такое обилие бобов у овощной сои!
В ходе беседы на участке учащимися было задано много вопросов. Было видно, что они уже имеют навыки практического выращивания овощей, но их интерес ещё больше усилился по совершенствованию технологии выращивания, уборке и хранению овощей. По задаваемым ими вопросам и серьёзности восприятия чувствовалась их ответственность за правильное понимание для передачи этих знаний другим. Учащиеся рассказали нам, что жители кишлака «Какиштуван» уже заинтересовались новыми видами овощей и просили поделиться с ними семенами для выращивания овощей на своих приусадебных участках.
Школе была передана новая партия семян для посева, в числе которых были семена ряда новых сельскохозяйственных культур.
В ходе научно-практического семинара его участники выразили общее мнение о том, что необходимо расширить посевы, больше использовать овощи в питании учащихся. Также принято решение развивать на базе школы-интерната семеноводство новых для Бухарской области овощных культур, которыми затем можно будет делиться со всеми желающими выращивать их на своих участках.
В настоящее время школа-интернат продолжает развивать семеноводство сельскохозяйственных культур. При этом ученики в свободное время работают на приусадебном участке школы, получают навыки ведения органического сельского хозяйства и сохранения экосистем полей.